Как показали многократные обмеры, мотылевые шейки изнашиваются прежде и больше всего по дугам, наиболее удаленным от оси вала, а рамовые шейки — по дугам, наиболее удаленным от смежных мотылевых шеек. Это явление объясняется изменением усилий, действующих на шейки коленчатого вала, в зависимости от положения колена. На форме износа рамовых и мотылевых шеек в известной степени сказывается и жесткость вала. Наблюдения показали зависимость износа шеек вала от величины зазора. Можно считать установленным, что меньшей величине номинального зазора в подшипнике вала соответствует минимальный износ; при повышении зазора удельный износ шеек увеличивается.
В результате неравномерного износа шейки вала теряют свою строго цилиндрическую форму, становятся овальными, конусными, седло- и бочкообразными, а их полированная (по меньшей мере шлифованная) поверхность покрывается рисками, царапинами и следами задиров.
Величины среднего износа шеек могут быть значительно превышены или сокращены. Первое наблюдается при небрежной и недостаточной смазке подшипников грязным маслом, механические примеси которого будут играть роль абразива, а образовавшиеся в нем органические кислоты вызывать коррозию антифрикционного сплава подшипников; второе — в случае применения подходящего по качеству масла, систематической очистки его сепарацией или на фильтрах тонкой фильтрации, постоянном поддержании качества масла путем частичного слива и своевременной заменой отработавшего масла. Для подтверждения сказанного можно привести следующий пример: на одной крупной насосной станции, на дизелях марок 84Г-4 и 84Г-6, шейки коленчатых валов которых за 14 тыс. час. работы (между двумя капитальными ремонтами) обычно изнашивались в среднем на 0,20-0,22 мм (при максимуме на отдельных шейках 0,40-0,45 мм), что давало удельный износ порядка 0,014-0,016 мм на 103 час. работы. После введения ряда мероприятий, улучшающих условия смазки подшипников вала, срок работы дизелей до ремонта I увеличился до 25-26 тыс. час, а износ шеек за это же время упал до 0,04 мм (при максимуме на одной шейке 0,08 мм), что дает удельный износ средней 0,0016 мм и максимальный 0,0032 мм на 103 час.
Добавить комментарий