Наибольшей из всех механических потерь будет трение поршней и поршневых (уплотнительных и маслосъемных) колец о стенки цилиндров. Эти потери, по данным отдельных исследователей, достигают 40 — 60% от всей суммы потерь. При неудовлетворительной смазке рабочих цилиндров (малой, излишней, а особенно некачественным маслом) и образовании нагара на поршневых кольцах, работа трения повышается, что вызывает снижение механического коэффициента полезного действия и ускоренный износ трущихся деталей.
У некоторых конструкций двухтактных дизелей, где применяется высокое давление продувки, а продувочный насос имеет низкий коэффициент полезного действия, доля потерь по этому разделу поднимается до 40-45%. Насосные потери у четырехтактного дизеля без наддува соответствуют нижней площадке индикаторной диаграммы его снятой слабой пружиной. Чем больше разность давления выпуска и давления при всасывании, тем большей величины достигают насосные потери. Зная давления .выпуска и всасывания, свойственные нормальному протеканию процесса в рабочем цилиндре, легко проверить действительное положение путем снятия индикаторных диаграмм со слабой пружиной.
Остальные разделы механических потерь не имеют таких простых способов определения, поэтому для наблюдения за механическим коэффициентом полезного действия дизеля лучше всего применить следующий способ. При испытании вполне исправного и хорошо отрегулированного дизеля устанавливается (путем снятия индикаторных диаграмм) его индикаторная мощность для случая работы с номинальными оборотами, но без нагрузки и даже без возбуждения электрического генератора. Эту мощность можно назвать «мощностью холостого хода агрегата». Хотя найденная таким образом мощность не является истинной, потребной на трение в двигателе Мм (она выше ее на потерю от трения в подшипниках и сопротивление воздуха в электрическом генераторе), тем не менее ею можно пользоваться путем сопоставления с тем же параметром, определенным через какой-то срок эксплуатации. Если окажется, что мощность холостого хода агрегата равна или несколько больше, чем установленная при проверке, то с механическим коэффициентом полезного действия дизеля вопрос обстоит более или менее благополучно. Если же эта мощность окажется меньше и, особенно, значительно, то значит, потери на трение в агрегате увеличились, а механический коэффициент полезного действия ухудшился.
Добавить комментарий